alt alt

Биография Центра гештальт-терапии «Социальный лифт»

Родился Центр 15 сентября 2009 года. В этот день  было найдено первое помещение под первую закрытую терапевтическую группу. Светлые и теплые воспоминания об этой площадке. Это было здание при Бирже на Стрелке Васильевского острова. Одно из старейших в нашем городе. Именно туда три века назад свозились все заморские товары, прежде чем быть выставленными на продажу. Там прошли первые группы Центра: в зале с  арочными нишами, с видом на ростры.

 Но, иносказательно выражаясь, сначала была беременность.

Замысел Центра зародился, когда я взялась за работу психологом (а, по правде сказать, гештальт-терапевтом) в Центре реабилитации. Я одновременно работала на взрослом и детском отделениях. Моим клиентам было от 1.5 лет до 91 года. Вела детские гештальт-терапевтические группы, взрослые, подростковые, для особенно ослабленных (после инсульта). Практиковала индивидуальную гештальт-терапию со всеми этими категориями людей. Особое внимание уделяла помощи подросткам.

Кроме того, к тому моменту мною в соавторстве была написана книга по адаптации детей в д\с «Не хочу в детский сад!» (Изд-во «Азбука», 2008г.). 

В Центре реабилитации, как ни в каком другом месте ощущался пульс  трансформации человеческой судьбы. Трансформации  - из здоровья в болезнь и обратно. Я наблюдала и была соучастницей того, как изменялось мнение человека о себе, его место в семье, среди друзей, коллег, как менялось отношение к нему незнакомых людей.

Смотрела - какие силы приходят в действие, когда человек начинает заново реабилитироваться в ранг «здорового и успешного».

 Через три месяца работы я получила назначение «заведующей» отделением Центра. Мне стал доступен социальный анамнез клиентов.

Виденье влияния социальных факторов на благополучие людей приобрело «стерео-эффект». Жилищные условия, медицинские диагнозы, другая биографическая информация складывалась в картину. Картину -  где центральным сюжетом благополучия человека является его способность сосуществовать в различных социальных подсистемах.

Умение понимать и использовать: кем он кому приходится во всех этих системах, как эти позиции (роли) называются, какие права и обязанности накладывает. И, в конечном счете, на удовлетворение каких потребностей у него работает.

Кто он: например, сын, отец, гражданин, православный, законопослушный, творец и пр. Как все эти ипостаси представлены в жизни человека, что происходит при внезапной или постепенной смене этих ипостасей.

Например, из юного сына становишься зрелым сыном престарелых родителей. При этом еще сам становишься отцом. Или из безработного – работающим, из друга – врагом и т.д.

Процесс взятия и снятия с себя социальных ипостасей, ролей  часто сопровождается кризисом идентичности: «Кто я? Где я? Кто мне те люди, что вокруг меня?»

В ситуации растерянности, по моему опыту, и происходят потери, ущербы, несчастья.

В каком-то смысле, я научилась в Центре наблюдать, сопереживать  у людей (по выражению Э.Фромма) «стремление к жизни» и «стремление к смерти».  Дифференцировать их, быстро включаться и твердо поддерживать стремление к жизни. Эти же навыки я научилась поддерживать и формировать у своих подчиненных (по долгу службы).

 

Сформировалось мое понимание себя и своего желания продвинуть в Санкт-Петербурге организацию, идеология которой звучит так: «в точке бифуркации поддерживать у человека стремление к жизни».

С этим опытом я подошла к рождению Центра.

Мною были выявлены основные конфликты идентичности  человека (по итогам моей работы). В соответствии с этими конфликтами я разработала программы и запустила группы,  работающие по прояснению и разрешению этих конфликтов у обратившихся людей. Разработка программ и запуск групп являются вехами жизни Центра.


 ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА

 

Идентификация себя в мужском и женском мирах. 22 ноября 2009 года запущена первая 2х летняя закрытая группа «Взаимодействие мужчины и женщины».

В Центре стажируются и приступают к работе тренеры.

  - Кто я? Имею ли я право на существование? Идентификация себя в мире потребностей своих и чужих.  2 марта 2010 года запущена серия семинаров «Деньги», работающих над вопросами принятия себя в разных проявлениях.

 Вопросы принадлежности человека к сообществам и задачи социального влияния отражены в серии семинаров «Инструменты власти». Там же рассматриваются правила и ценности, регулирующие человеческие отношения. Запущены семинары 3 апреля 2010 года

 В адаптированном виде схожие вопросы  разбираются в детской группе «Успешный школьник» (запущена 5 марта 2013 года).

В 2014 году я приступила к осмыслению  накопленного за время работы Центра опыта. Итогом стал монументальный проект – «Интенсив в Гоа. В поисках своего гения» в ноябре 2015 года. Интенсив о творческом самораскрытии человека и его принадлежности через этот процесс к различным человеческим сообществам, Человечеству, в самом высоком смысле этого слова.

 Группы регулярно запускаются и работают. Например, в конце 2015 г. была запущена пролонгированная группа «50+» (группа для людей, взрослее 50 лет).

2018 году был придуман  самый красноречивый проект Центра: интенсив " Способность убеждать". Провели его  в Абхазии  - в Новом Афоне.

Какие-то группы запускаются каждый год, какие-то - раз в несколько лет.

Программы живо адаптируются под нужды времени. Например, во время политико-экономического кризиса 2014 года, в большинство программ были внесены блоки, сфокусированные на обработку происходящих событий.

В ближайшей перспективе: Интенсив в Гоа в 2020 году и запуск подростковой группы.