alt alt

Группа «Успешный школьник»

12 сентября 2019

Группа заточена на повышение и закрепление школьной успеваемости детей.

Регулярность: 1 раз в месяц. Продолжительность занятия: 2 часа.

 

…что хорошо бы уметь. Основная социальная и психологическая задача этого возраста (8-10 лет): наработка умений справляться с социальной реальностью. В том числе, мирно сосуществовать и договариваться с родителями, договариваться с учителями, справляться со школьной программой, удовлетворять свои социальные потребности общественно приемлемым (и приветствуемым) способом. Другими словами, наработать социальную компетентность. Важно это сделать  перед подростковым возрастом, где все эти задачи придется решать на более сложном уровне. Плюс там добавятся и совсем новые процессы.

…песнь школьной оценке. Итак, ребенок уже посещает школу. Основное во всех смыслах «ударное» отличие школы от д/с ко второму классу становится очевидным: это школьная оценка. Оценка ребенка врывается в жизнь семьи и перестраивает ее уклад. Оценка становится существенной частью социального лица как самого ребенка (и его представления о себе), так и социального лица семьи (а какого ребенка мы воспитали). С оценкой необходимо научиться обращаться снова-таки как самому ребенку, так и членам семьи. Добывание положительной оценки - многосоставной процесс. В него входят и взаимодействие с учителем, и с одноклассниками (кто выручит карандашом, если забыл(?)), и с родителями, и навыки саморегуляции, и навыки вербализовывать полученные знания, и навык удерживать внимание. И самый важный для младшей школы навык -  точно выполнять инструкцию, умение работать по предложенной конкретной школой Программе. В течение двух лет на Группе происходит наращивание, укрепление механизмов, составляющих школьную успеваемость.

…свое место в школьном коллективе. Кроме того, ребенок вполне осознанно научается бороться за место в детском коллективе. Для благополучного самочувствия ему необходимо уважение, а точнее, признание тех значимых для него навыков, качеств, характеристик, которыми гордится он сам и его семья. То есть, ему ценно чужое внимание, внутри которого он получает это признание. Важно быть интересным для других, принимаемым. В то же время, большинство процессов обрабатывается в этом возрасте в процессе игр. Так что, умение играть, предлагать и организовывать игры и принимать правила чужой игры – самое востребованное умение в детском коллективе. На этих умениях будут сфокусированы все занятия детской Группы в течение 2х лет.

…трио семья-ребенок-школа. Семья в это время для ребенка – основная опора в преодоление всех новых напряженностей и трудностей. С одной стороны, это усиливает связь ребенка с семьей и делает его более послушным семейным ценностям и порядкам. Но у этой послушности достаточно высокая цена: ребенок нуждается в деятельном внимании (и помощи) членов семьи к своим сложностям и радостям. Точечно и правильно запрашивать помощь у членов семьи в ситуациях, связанных со школой - это целый синдром навыков. Необходимо понять, что тебя что-то беспокоит, понять, что сам не справляешься, уметь объяснить в чем, собственно, дело и какая помощь требуется. В обратном случае, можешь не дождаться никакой помощи. Каждый член семьи занят своими задачами. Инерция, когда вмешательство взрослых в решение проблем ребенка в д/с было минимальным, очень велика (несколько лет). Наладить навыки словесной коммуникации с членами семьи на новом более высокоорганизованном уровне – одна из основных задач Группы.

…навыки психологической самообороны. В Группе детям помогают овладеть способами психологической внутренней и внешней самообороны (против обидных высказываний, действий, обзывательств, прозвищ).

…научаемся нести ответственность за себя. Потихонечку в жизнь Группы вводится такие понятия как ресурс (например, хорошее мнение о тебе учителя или тихий и собранный сосед по парте, который не мешает, а помогает учиться) и управление ресурсами – основная ось успешности во взрослом возрасте. Что имеется в виду? Характерная особенность возраста с 8 до 12 лет: вне семьи ребенок как бы играет во взрослую жизнь. Опорные отношения - в семье. А относящиеся к школе - являются как бы тренировочными, экспериментальными, обучающими. Однако и на такие тренировочные отношения нужны силы – с одной стороны, а с другой – требования к школьной успеваемости и дисциплине – уже совсем нешуточные со стороны родителей. Вывод: чтобы быть послушным родителю и успешным в школе, нужно хорошо учиться; но при этом, рассчитывать на помощь родителя в этом можно только кусочком. Фокус ответственности за успеваемость смещается на самого ребенка. Нужно научиться управляться с этой ответственностью. Такая работа ведется на Группе.  Ведущий помогает детям опознавать, чего они хотят, чего им не хватает для удовлетворения и радости. Помогает получить опыт утоления голода своих желаний за счет усиления собственной активной позиции. Помогает распознать: какие ресурсы нужны для достижения разных целей, как их добыть и удержать, как ими распорядиться и, в конечном счете, как ими управлять.