alt alt

Группа «Будущий первоклассник"

17 сентября 2019

Состав участников: дети подготовительной группы;первоклассники; 

Объем Группы: 14 занятий. Продолжительность: 1,5 года (полгода – сопровождение в подготовительной группе д/с, год – сопровождение в первом классе или во втором). Регулярность: 1 раз в месяц. Количество человек в группе: не больше 7. Длительность одного занятия: 2 часа.

...ребенку исполняется 5-6-7 лет, подготовительная группа д/с. Семья все ближе к порогу школы. …озадаченность ребенка. Переход ребенка из д/с в школу сопровождается сопряжением у него множества сложных задач и процессов: попрощаться с коллективом детского сада, найти себе место в новом коллективе, научиться ориентироваться в школьной  среде с ее целями и т.д.

…в чем ребенок получает помощь в Группе. Что же такое адаптация к школе? Это поиск и обретение ребенком способов удовлетворения своих потребностей в школьной среде, при этом, соблюдая требования и пожелания учебного учреждения. Аспекты адаптации: режим (не засыпать на уроках, мочь ходить в туалет, кушать); способность договариваться с учителем; способность обеспечить себе безопасность и статус у одноклассников; способность соблюдать школьную дисциплину (саморегуляция), способность осваивать материал при фронтальном обучении; способность отвечать в соответствии со школьной программой; научиться запрашивать в своей семье необходимую поддержку для школьной жизни,   научиться регулировать уровень своего напряжения в школе (снижая риск  психосоматических заболеваний); научиться насыщать свои интересы, потребность в дружеских, уважительных и других  социальных отношениях (может быть, для какого-то ребенка важно иметь врагов, и тогда важно уметь завести себе такого врага и поддерживать с ним соответствующие отношения).

…семья в стрессе. Как правило, ситуация при переходе ребенка из д/с в школу осложняется тем, что все члены семьи пребывают в стрессе в этот момент и сами зачастую нуждаются в помощи. Проявляться это может по-разному: от игнорирования родственником смены д/с на школу до панических ожиданий и метаний (если у членов семьи был собственный травматичный опыт пребывания/адаптации в школе). Группа помогает справиться ребенку с растерянностью от ситуации в семье.

…какие навыки формируются в Группе. Одна из сложностей адаптации к школе связана с тем, что в семье и д/с взрослые привыкли по определенным, зачастую, невербальным признакам понимать, в какой помощи нуждается ребенок, догадываться о том, что с ним происходит. В школе - это мало возможно, в силу того, что доминантная задача учителя не биологический присмотр за ребенком, а образовательный процесс. В Группе уделяется подробное внимание тому, чтобы сфокусировать ребенка на его переживаниях, понимать, о чем они сигнализируют, о каких его потребностях. Затем научиться вербализовывать (называть) их. И высший пилотаж – понимать к кому с этими потребностями можно и нужно идти: к одноклассникам, учителю, или звонить родителю/другим родственникам.

…мотивация ходить в школу. Группа помогает найти ребенку его собственный интерес ходить в школу. Помогает увидеть: от каких неприятностей школа его избавляет. Помогает присвоить новые социальные возможности, которые дает ребенку статус школьника.

…адаптация к режиму. На Группе дети познакомятся с разными аспектами своего режима и школьного режима. Внимание уделяется научению детей опознавать какой режим и привычки быта и комфорта существуют сейчас в их жизни (что кушают в какие приемы пищи, как привыкли дышать, сморкаться, кашлять, ходить в туалет, спать, на чем сидеть, сколько сидеть, сколько двигаться). Детям на занятиях помогают получить опыт адаптации своих бытовых привычек к новым условиям. Тем самым, снимется одна из естественных тревог ребенка( зачастую, подсознательных): а как мне существовать в новых бытовых условиях, я же не умею?!

…способность к фронтальному обучению. Основа этой способности – это умение воспринимать информацию и инструкции на слух. Все формы активностей в Группе (игры, беседы, эксперименты, упражнения) сфокусированы на проработке у ребенка– прямо или косвенно - этого навыка.

…способность отвечать в соответствии со школьной программой и ожиданиями учителя. Это очень заковыристое умение, так как авторы всякой школьной программы, зачастую, не предоставляют достаточной корректной информации для системного понимания вопроса. Но ожидают, что школьник предоставит определенный, задуманный ими, ответ. Здесь вопрос привыкания ребенка к определенной школьной программе и научение догадываться, а что имели в виду авторы. Пока этого умения нет, Группа помогает отделять ясный школьный материал от замутненного личностями учителя и составителей учебников. Такого рода погрешности обучения обрабатываются, и ребенок получает возможность  окрепнуть в понимании учебного процесса и чего от него хотят.

…способность соблюдать школьную дисциплину. Основа соблюдения школьной дисциплины – это сформированные умения соблюдать ее в других предшествующих школе местах. Группа помогает ребенку обратить внимание на те умения, которые у него есть, высветить их, проанализировать, присвоить. Сделать внутренним крепким фундаментом для освоения школьной дисциплины. Также в Группе наращиваются и укрепляются навыки саморегуляции, что необходимо для соблюдения дисциплины.

…отдых в школе, профилактика психосоматических заболеваний. Группа нацелена на прививание ребенку чувствовать у себя баланс напряженности и расслабления. Если ребенок не обладает подобным навыком, то психика саморегулируется: либо выводит его из зоны напряжения – ребенок заболевает - либо происходит самовыключение внимательности – проявляется гиперактивность, неусидчивость или мечтательность, уход в мир фантазий. Так как внимательность – это сцепка с реальностью, то понятно, что от контакта с ней и возникает перенапряжение. В Группе формируется привычка отслеживать собственное напряжение и разряжать его в социально приемлемых формах. А также ставятся навыки эффективного расслабления и отдыха в школьных условиях. Большинство хронических психосоматических диагнозов детства формируются на неуспешной адаптации к первому классу. Группа позволяет пройти ребенку этот напряженный период с минимальными рисками.

Отклики

Галина

Водила в этом году дочку на данный тренинг. Что могу сказать-мой ребенок удивил меня. Я никогда не видела, чтобы она куда-нибудь так хотела. Это при том, что она очень жизнерадостная и увлеченная! После занятий с Майей она часто удивляла меня тем, что отстаивала свою точку зрения, шире понимала ситуацию и ещё многое другое. Занятия проходят в форме игры. После можно получить консультацию, чтобы знать на чем заострить внимание. Спасибо Майе. Мы в восторге! Будем продолжать обучение уже будучи в первом классе.


Видеоистории