alt alt

Группа «Подростки. Ищем себя и свое место в жизни»

Объем Группы: 2 года. Регулярность: 1 раз в месяц. Продолжительность занятия: 2,5 - 3 часа. Состав группы: до 12 человек. Возраст: 12 – 14 лет.

...с душевной привязанностью смотрю на людей этого возраста, на подростков. В моей профессиональной юности именно с ними я работала и общалась больше всего. В общем, за подростками – серьезное место в моей биографии.

…благополучный старт в подростковый возраст. В течение предшествующих лет ребенком были наработаны навыки справляться с веером задач. Центральная из них -выполнять требования различных социальных систем и при этом обслуживать свои душевные потребности. В Группе подросток проходит определенную психологическую инициацию, направленную на присвоение наработанного опыта. Теперь он ощущает себя человеком с большими возможностями и с большей ответственностью. Из этой точки легче стартовать к решению новых  задач, которые появляются в подростковом возрасте.

…ссоры с родителями. Семья остается гарантом физического и психологического выживания и благополучия ребенка. В Группе формируется навык прояснять и регулировать отношения с родителями. Укрепляется навыки саморегуляции и самодисциплины; навыки разрядки, отдыха и релаксации.

…школьная успеваемость. Школьная успеваемость становится не только обязанностью, навязанной родителями. Теперь это личностно значимый для подростка атрибут уважаемого члена класса, школы, внеучебных тусовок. Уважаемого не только взрослыми, но и ровесниками. В Группе поддерживается формирование этой новой мотивации. И оказывается психологическая помощь в вопросах  успеваемости.

…ребенок меняет свое место в обществе. Приобретает больший социальный вес: биологически он становится полноценным кандидатом для секса и продолжения рода. Это вызывает накал интереса и напряжения по отношению к нему. В жизнь входят физиологические изменения (спутники взрослой сексуальной привлекательности) - менструации и поллюции. Зачастую, эти события не проясняются. Подросток переживает нарастающее замешательство, стыд и страх. Группа помогает легализовать у юношей и девушек стремительные изменения в отношениях с людьми. Почувствовать свою значимость для других; сформировать навыки обходиться со своим сексуальным магнетизмом.

…половой интерес к ровесникам. К детским играм с ровесниками противоположного пола постепенно начинает добавляться эротический интерес. Сначала - подражания разговорам взрослых на эту тему, застенчивого прикладывания себя к друг другу. Затем -  введение игр-экспериментов с выраженным эротическим и сексуальным компонентами. Уже не-дети знакомятся со взрослеющими телами друг друга. Знакомятся с собственными переживаниями и ощущениями. Обработать эти новые процессы помогает Группа.

…дети открывают голод по душевной близости с друзьями. Постепенно натренировывается возможность психологически опираться на людей вне семьи (в том числе, на сверстников). Именно этот круг может стать основой социальной поддерживающей сети (на нее ребенок сможет опираться до конца жизни). На Группе аккуратно и кропотливо поддерживается формирование навыков строить близкие отношения, ухаживать за ними, ценить их.

…секты, эзотерические кружки, Гуру и наркоторговцы. Подросток ищет Бога, ищет себя, ищет ответы на вечные вопросы - и обращается к внешним авторитетам. Бороться с этим - сизифов труд. Но подрастающий человек уже способен к абстрактному мышлению, и его можно обучить видеть признаки манипуляций (со стороны соответствующих лиц) и распознавать их как признаки опасности. Много внимания на занятиях уделяется формированию навыков распознавания социальных опасностей и обращения за помощью. Спецификой этого возраста является регулярная напряженность в отношениях с родителями. Зачастую, подростку мучительно сложно обратиться к родным. Важно уметь находить другие надежные источники помощи: например, дальняя родня. Об этом ряд занятий на Группе.

…феномен болезненного самолюбия. Никакой болезни в этом нет. В этом здоровый механизм: получать признание своих качеств от сверстников и взрослых и формировать представление о себе. Согласимся, что жить с зыбким представлением о себе – некомфортно и даже неприлично. Жить с мерзкой самооценкой – прямой путь к депрессии. Достать из окружающих (любой ценой) точное, честное и уважительное признание всех сторон своей личности – одна из приортетных задач подростка. Это хлопотно и для подростка и для его окружения. Давать ясное признание – затратный труд. Давать ясный запрос на признание – тоже труд. Отсюда множество напряжений и кляуз на подростков за «болезненное самолюбие». Группа обслуживает эти потребности подростков, поддерживает в формировании объемного представления о себе.

…уважение в коллективе. Подросток способен осознанно формировать свой статус в классе. Различным технологиям социальной успешности (техника заботы о своем имени, опыт наращивания желательной репутации) – отведено значительное время на Группе.